Анархо-коммунисты Чехии об анархизме и "этносах"

Publié le par kras-ait

Недавно я наткнулся на интересную полемику, в которой рассматривались понятия нации и этничности. Мне бы хотелось написать несколько вещей по этому поводу. Эмпирически, «национальность» и «этничность» являются скорее случайными моментами в развитии человечества. Они не представляют собой какой-то особой ценности. Это лишь проявления того, как различные общества смогли воспринять и изменить окружающий их мир материально и духовно, передав это понимание последующим поколениям в форме различных социальных инструментов, таких как язык, формы ассоциации, материального производства и всего набора социальных традиций и обычаев, предназначенных для того, чтобы поддерживать общественные связи и демонстрировать богатство человеческой жизни. С учетом особенных условий природного мира и особенностей развития отдельных частей, развился широкий спектр «народных культур» и «этносов». Некоторые из них абсолютно похожи друг на друга (как, например, чехи и баварцы Южной Германии), другие совершенно различны (как скандинавы и, к примеру, туареги). Некоторые приобрели свои характерные черты в результате изоляции от других обществ, другие типичны, благодаря легкому доступу к другим обществам и интенсивному социальному обмену. Для меня, как анархо-коммуниста, эти народные культуры или «этническая специфика», прежде всего, не являются фиксированными единицами, поскольку ничто в области человеческих обществ не является фиксированным и не подлежащим изменениям. Само общество в любой данный «застывший момент» есть лишь продукт бесконечно долгого диалектического развития и обречено на изменение.

Что касается конкретно этнической специфики, то по всей Европе совершенно очевидно, что как только удаляются непреодолимые препятствия в виде государственных границ, люди проявляют склонность больше узнать о своих соседях, сделать свое социальное взаимодействие более интенсивным и постепенно оставить свою особую «этничность» или народную культуру в пользу какой-либо более широкой идентичности. Это отнюдь не только вопрос современного капитализма, который искусственно вызывает национализм своими резкими социальными изменениями в ходе промышленной революции, когда миллионы людей были насильственно вырваны из их местных культур и «этносов» и размещены в слишком быстро растущих городах. 

Преодоление этнической идентичности и регионализма может наблюдаться особенно в сфере нашего собственного анархистского движения, которое всегда проявляло тенденцию к постепенному развитию своей собственной космополитической эгалитарной культуры и своих космополитических форм ассоциации, пытающихся предвосхитить будущий мир вольного коммунизма, освобожденного человечества, заново открывающего для себя планету в целом как свое естественное пространство для жизни – после того, как все искусственные границы будут удалены, а более развитая технология облегчит возможности культурного обмена и миграции. Анархисты всегда традиционно были против как национализма, так и его предшественника – «этнически обоснованных» чувств, зная, что они есть ни что иное, как простая случайность социальной истории. И именно в этом суть вопроса. Попытки выстроить некую воображаемую «этническую» идентичность столь же опасны, как национализм. Ключевая проблема в том, как определять «этничность». Совершенно неизбежно получается так, что «открываются» и классифицируются некоторые «уникальные» особенности и черты, на что-то навешивается ярлык уникального, и эта уникальность должна быть затем сохранена, независимо от того, насколько случайна, а нередко и крайне глупа эта уникальная черта. Ложное чувство этнической или культурной «уникальности» – опасная исходная точка, которая немедленно делит людей на две части: тех, кто разделяет и практикует эту «уникальность», и тех, кто не укладывается в ее границы (культуру, язык и т.д.). Очень часто мы натыкаемся на этно-мифические принципы «крови», связанной с «почвой» (наиболее крайним примером служит германский кровный принцип «крови и чести»). Здесь мы оказываемся на очень опасной почве. Принципы «крови» и «почвы» – это чистый конструкт, не имеющий никакого эмпирического, рационального основания. Исторически они лишь служили какому-либо господствующему классу или касте для того, чтобы управлять трудящимся классом и манипулировать им. В истории невозможно обнаружить случаи, когда эти концепции «этнической уникальности» и «крови и почвы» существовали бы вне социальных структур крайнего классового господства и эксплуатации. Это настоящие инструменты власти, они стоят у колыбели новорожденной власти. Вследствие своего иррационального происхождения, эти концепции часто имеют тенденцию смешиваться не только с государственной властью, но и со всеми видами более или менее организованной или непосредственно институционализированной религиозной практики.        

Рационально невозможно придумать логическое и научное объяснение того, почему те или иные люди должны принадлежать к той или иной группе на этнической основе,  пропитанной некоей уникальностью, которую следует предохранять от чужих. На самом деле, «чужие» – это естественный путь социального развития… Так изобретаются и применяются некие мифические факторы. Поэтому анархисты, которые заявляют о своей принадлежности к тому или иному «этническому» или языковому целому, прокладывают путь чистейшему иррационализму и открывают опасный ящик Пандоры. Он может содержать те же самые властные средства, что использовались против трудящегося класса на протяжении сотен или даже тысяч лет. Мне, как анархисту, очень странно видеть, как этничность представляется в виде некой ценности, которую необходимо защищать. Это не ценность, а случайность социального развития.

А вот еще другой момент. Родители моего отца были чехами (бабушка) и немцами (дедушка), а матери – поляками (бабушка) и силезцами (дедушка). Шутки ради задаю вопрос: к какому «этносу» я «естественным образом» принадлежу?

Естественный космополитизм, развивающийся вместе с демонтажем национальных границ, ликвидацией власти и иерархии, создает естественное глобальное социальное пространство, делающее возможным действительно свободное развитие человечества, ограниченного только природными границами (планета Земля) и освобожденного от всех искусственных границ. Вот почему я рассматриваю этничность как случайную, а часто – чисто воображаемую стадию нашего самосознания, которая исчезнет, как только мы стряхнем со своих рук оковы власти.   

Петр В.
www.jaime.cz

Publié dans Теория

Pour être informé des derniers articles, inscrivez vous :
Commenter cet article
V
Супер статья! Спасибо!
Répondre